https://darkermagazine.ru/page/zachem-ty-ego-razbudil

Наверняка многие любители современной игровой инди-сцены подметили замечательную тенденцию, оформившуюся за последние несколько лет. Заключается она в постоянном росте количества и, что немаловажно, качества отечественных независимых проектов, получающих должную огласку и признание не только в России, но и за рубежом. Еще более отрадно, что разработчики все чаще выбирают для своих потенциальных хитов родной нашему сердцу славянский мифологический сеттинг, который содержит в себе практически безграничный потенциал для изобретательных и оригинальных идей и интерпретаций. За примерами далеко ходить не надо - совсем недавно мы публиковали обзор самобытной и стильной «Василисы и Бабы Яги», а чуть ранее в игровом разделе журнала отметились такие яркие проекты, как ролевой карточный батлер «Бессмертный. Сказки Старой Руси» по мотивам произведений Романа Папсуева и сюрреалистичная притча Indika в сеттинге альтернативной Российской Империи.
Но даже на фоне столь крепких проектов особняком стоят игры от почти легендарной студия Morteshka. В августе 2021 года они выпустили краеугольный камень всего русскоязычного инди – ролевую игру «Черная книга». Проект собрал множество престижных наград, а со временем превратился в полноценную франшизу: появились настольная адаптация, достойная отдельного обзора, и даже печатный комикс-приквел. «Черная книга» произвела настоящий фурор и задала новый стандарт качества. Игрокам предлагались десятки часов насыщенного геймплея, удачно сочетавшего ролевые элементы и сложный карточный баттлер. Сеттинг, основанный на реальных легендах, сказках и былинах Чердынского уезда, впечатлял своей аутентичностью и ни на что не похожим бестиарием старославянской нечисти.

И вот, спустя четыре года, студия представила новую игру – «Лихо одноглазое». Стоит признать, тем, кто ждал от Morteshka «Черную книгу 2», придется умерить ожидания. «Лихо» – проект совершенно иного толка, как по жанру, так и по сути. И все же новое детище пермских разработчиков оказалось ожидаемо атмосферным, качественным и по-своему уникальным опытом, пусть и рассчитанным не на каждого игрока. Что ж, пора разбудить Лихо, пока оно тихо, и посмотреть, куда оно нас приведет.
В некоем абстрактном уездном городке, судя по визуальному наполнению, застрявшем где-то на рубеже XX века, некий Кузнец топит свою экзистенциальную печаль в стакане. Вроде бы у него все в порядке, и на жизнь жаловаться не приходится, но чего-то все равно не хватает. И решает он от нечего делать отправиться на поиски не вечного-доброго-светлого, а самого Лихо – о котором молва гласит, что, пережив встречу с ним, можно исполнить самое сокровенное желание.

К этим сомнамбулическим поискам присоединяется приятель Кузнеца – Портной, мечтающий когда-нибудь сшить «царь-кафтан». Отправившись в путь глухой ночью, наши локальные аналоги Данте и Вергилия в лаптях проходят через жуткий заколдованный лес и натыкаются на загадочную избу без окон. Там-то и начинается их психоделическая одиссея, в ходе которой Портной «потеряет голову», Кузнец станет «волком в овечьей шкуре», а символический, философский и экзистенциальный подтексты перемешаются в такую круговерть, что и директору РЕН-ТВ не снилось.
Прежде всего стоит отметить, что «Лихо одноглазое» — это первая попытка Morteshka создать полноценный фолк-хоррор. И пусть эта попытка вышла не совсем целостной, отдельные моменты получились действительно сильными и пугающими. Первые двадцать минут мастерски нагнетают экзистенциальную жуть. На эффекте проклятой черно-белой пленки ворон клюет луну, панорама монохромного звездного неба в ночном лесу поражает лавкрафтианскими масштабами, а общая атмосфера представляет собой смесь «балабановщины», гнетущего ощущения эггеровской смутной угрозы, подспудно просачивающейся из-за фасада бутафорского мира-декорации, и гипнотического трипа, в котором законы реальности подчиняются логике дурного сна.
Однако вскоре в свои права вступает исследовательская часть, которая будет превалировать над хоррор-компонентом почти все оставшееся время, за исключением нескольких по-настоящему пугающих сцен. И это вовсе не плохо, но наводит на мысль, что у проекта был огромный хоррор-потенциал, реализация которого могла бы сделать «Лихо» отечественным P.T. по степени одиозности в индустрии. Но это уже был бы совершенно другой проект, поэтому оставим пространные фантазии и продолжим анализировать то, что имеем.

По сути, у «Лиха» гораздо больше общего не с «Черной книгой», а с первой игрой Morteshka — «Человеколось». Только если там мы имели дело со своеобразной интерактивной музейной экскурсией, подробно рассказывающей коми-пермяцкие мифы о сотворении мира и знакомящей игрока с другими особенностями древней культуры Верхнего Прикамья, то «Лихо одноглазое» — это игра-исследование.
В ее основе лежит любопытная, хотя и спорная в среде культурологов и этнологов идея о том, что некоторые знаковые сказки и сюжеты, встречающиеся в разных регионах или у разных народов, представляют собой универсальный повторяющийся культурный код. К примеру, хорошо известная русская сказка об одноглазом Лихо и побеге из его логова с помощью смекалки и овец — это архетипическая история об ослеплении великана, берущая начало еще из гомеровской «Одиссеи», а может, и раньше.

В самом начале игры, в той самой избе без окон, которая служит символическим порталом в загробный мир, игрок находит массивную книгу с четырьмя херувимами на обложке. По мере продвижения в царство мертвых и возвращения в мир живых в нее добавляются страницы с прямыми цитатами из реальных исторических трудов по фольклору различных народов, проживавших когда-то на территории бывшей Российской империи и в более отдаленных регионах. Каждая страница уникальна и насыщена колоритными деталями, но, по сути, все они рассказывают один и тот же сюжет.
Поиск и сопоставление этих сказок становится главной целью игрока. «Лихо одноглазое» дарит возможность почувствовать себя настоящим исследователем-фольклористом, вынужденным анализировать и делать выводы. Параллельно эта повторяющаяся история воплощается в жизнь через основной сюжет, к которому разработчики добавили сильный эзотерический элемент. Путь к Лиху и обратно в мир живых представлен как древний ритуал инициации неофита, стремящегося к перерождению души. На это, в частности, намекают весьма недвусмысленные записки нашего предшественника, разбросанные по всему храму Лиха, «повелительницы зверей».

Кроме того, игра буквально напичкана отсылками к знаковым феноменам и произведениям отечественной и мировой культуры, художественным фильмам и схожим по духу играм. По ходу прохождения можно вспомнить и «Остров мертвых» Беклина, и «Маяк» Эггерса, и уже упомянутую «Василису и Бабу Ягу». Одним словом, «Лихо одноглазое» — настоящий праздник для искушенного фаната мрачного искусства.
Геймплейно «Лихо» представляет собой классический P.T.-образный симулятор ходьбы от первого лица, что в принципе является оптимальным решением для «игры-исследования» или «игры-притчи». Игровых механик немного, они используются точечно и стараются не отвлекать игрока от созерцания местных локаций и осознания истории и своего места в ней.
Главная «фича» — поджог препятствий и ключевых предметов, а также связанные с этим загадки. Еще в начале игры Кузнец находит коробок с бесконечным запасом спичек. Они служат не только почти единственным источником света в путешествии по подземному царству, но и эффективным средством для устранения завалов из сухих веток, бревен, стульев, деревянных идолов и бог знает чего еще. Позже к этому добавляется ритуальный серп, с помощью которого можно открывать запечатанные двери.

Загадки разнообразные, но максимально казуальные и серьезных трудностей не вызывают. Побочных активностей в игре немного: помимо поиска новых страниц со сказками для книги, можно вспомнить разве что игру в бабки и вездесущие матрешки с лицом-черепом, которые тоже можно сжигать для получения достижения.
Визуально, стилистически и аудиально «Лихо» способно вызвать бурный восторг у одних и, вероятно, недоумение у других игроков. Стильный монохром превращает игру в интерактивный артхаусный фильм. Здесь это как нигде уместно, но наверняка некоторые казуальные геймеры на это будут жаловаться, так как именно из-за него и без того темная игра местами становится практически непроглядной. Кроме того, заметно, что для студии переход на полноценный 3D-движок дался не без проблем — присутствуют мелкие шероховатости и недоработки, на которые, однако, вполне можно закрыть глаза.

Резюмируя все вышесказанное, можно смело утверждать, что третья игра студии Morteshka однозначно удалась и строго рекомендуется к ознакомлению всем любителям умного и атмосферного инди. При этом на лавры «Черной книги» она, конечно, претендовать не может и студию вперед серьезно не двигает. С другой стороны, ждать от нее чего-то подобного просто бессмысленно — «Лихо одноглазое» изначально задумывалось как «маленький» проект, творческая передышка для души после успеха «Книги», к тому же претерпевшая множество концептуальных изменений в процессе разработки.
Если бы разработчики продолжили придерживаться изначальной идеи с «проклятой пленкой», где все происходящее представляло собой найденные фрагменты черно-белого фильма, который игрок монтирует за кадром, как в незабвенной Immortality, игра могла бы выйти еще более любопытной и экспериментальной. И это напрашивается само собой: во время прохождения несколько раз ловишь себя на мысли, что из материала «Лиха» получился бы потрясающий независимый авторский фильм в духе эстонского «Ноября».
Так или иначе, «Лихо одноглазое» — амбициозный концептуальный эксперимент, настоящий артхаус отечественного инди и одна из самых ярких отечественных игр этого года. Поэтому если Вам, как главному герою, не терпится разбудить Лихо, даже пока оно тихо, милости просим. Плюс одну фобию мы точно гарантируем! Как там называется боязнь зомби-овец?
Обсудитьhttps://darkermagazine.ru/page/zachem-ty-ego-razbudil